инвестируя в качество — создаем будущее!

pdf Қаз Рус Eng

Отчет об устойчивом развитии: Аспект G

Противодействие коррупции

Подход к управлению

GRI 3-3

Компания следует принципам добросовестности, прозрачности и ответственности. АО «Казахтелеком» и ДЗО, а также все их сотрудники обязаны соблюдать требования антикоррупционного законодательства Республики Казахстан и принципы этичного ведения бизнеса.

С документами можно ознакомиться на сайте Компании telecom.kz в разделе «противодействие коррупции».

В Компании продолжает эффективно функционировать Служба комплаенс. Основной задачей подразделения комплаенса является предупреждение и выявление нарушений антикоррупционного законодательства и внутренних документов АО «Казахтелеком».

Служба комплаенс уделяет особое внимание вопросам этики, корпоративного поведения и предотвращения случаев унижения или дискриминации работников со стороны руководителей как в самой Компании, так и в ее дочерних организациях. При выявлении подобных нарушений Служба комплаенс предпринимает необходимые меры для привлечения к ответственности недобросовестных ­руководителей. В этом вопросе подразделение комплаенса имеет поддержку как от Председателя Правления общества, так и от высшего руководства дочерних организаций.

GRI 2-23

В Компании введены следующие внутренние документы, регулирующие антикоррупционные комплаенс-процедуры:

  • Политика противодействия коррупции (актуализировано в декабре 2024 года).
  • Политика уведомления о предполагаемых неэтичных/неправомерных действиях.
  • Политика по урегулированию конфликта интересов.
  • Кодекс деловой этики.
  • Кодекс корпоративного управления.

GRI 205-1, 205-2

Противодействие коррупции в АО «Казахтелеком» основывается на следующих основных принципах:

  • законность деятельности;
  • публичность и открытость деятельности;
  • проведение антикоррупционной пропаганды среди работников, партнеров и клиентов;
  • сотрудничество в области антикоррупционной деятельности с государственными органами, а также партнерами и клиентами;
  • обязательное проведение служебных проверок по фактам нарушений антикоррупционного законодательства и внутренних политик;
  • защита и поощрение лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;
  • приверженность Должностных лиц принципам противодействия коррупции, предусмотренным настоящей Политикой, и установление «тона сверху»;
  • неотвратимость наказания за совершение коррупционных правонарушений.

Деятельность по противодействию коррупции в 2024 году

Основными направлениями работы комплаенса в сфере противодействия коррупции в 2024 году были:

  • проведение первичного сертификационного аудита АО «Казахтелеком» и ДАО по стандарту СТ РК ISO 37001 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию»;
  • актуализация «Политики противодействия коррупции»;
  • внутренний анализ коррупционных рисков;
  • обучение работников;
  • каналы обратной связи;
  • взаимодействие с ДАО.

В период октябрь-декабрь 2024 года в АО «Казахтелеком» проведен сертификационный аудит «Системы менеджмента противодействия взяточничеству на соответствие требованиям национального стандарта СТ РК ISO 37001». По результатам аудита АО «Казахтелеком» успешно прошел сертификационную оценку с получением Сертификата соответствия требованиям стандарта СТ РК ISO 37001 «Системы ­менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию».

В рамках проведения сертификации в ДАО Компании: АО «Кселл», ТОО «Востоктелеком», ТОО «Центр развития цифровой экономики», ТОО «Нурсат+» проведена обзорная оценка систем менеджмента противодействия коррупции с получением «отчетов о проведенной оценке».

В 2024 году актуализирована «Политика противодействия коррупции» в части соответствия стандарту СТ РК ISO 37001 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию» которая устанавливает и включает:

  • цели и задачи Компании в области противодействия коррупции;
  • основные принципы противодействия коррупции Компании;
  • требования Законодательства и обязательства по его исполнению Компанией;
  • контекст Компании;
  • комплекс мер по предупреждению и противодействию коррупции в Компании;
  • ответственность должностных лиц и работников Компании за нарушение положений настоящей Политики;
  • обязательство Компании по постоянному улучшению системы менеджмента противодействия коррупции.

В 2024 году проведен внутренний анализ коррупционных рисков в АО «Казахтелеком» за период 2023 года. Внутренний анализ коррупционных рисков проводился по направлениям:

  • закупочная деятельность;
  • управления персоналом;
  • бизнес-процессы в АО «Казахтелеком».

GRI 205-1

Подразделения и бизнес-процессы, в отношении которых проводилась оценка рисков, связанных с коррупцией

Наименование показателя 2022 2023 2024
Общее количество структурных подразделений, в отношении которых проводилась оценка рисков, связанных с коррупцией, шт. 0 7 9
Доля структурных подразделений, в отношении которых проводилась оценка рисков, связанных с коррупцией,% 0 58 75

Результаты проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков с рекомендациями по их устранению направлены Председателю Правления АО «Казахтелеком». По результатам проведенного анализа подготовлен и утвержден План мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

В 2024 году в Компании определены и утверждены Приказами (ЦА и филиалы) перечни должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений, с установлением особых, повышенных требований для принятия/назначения на эти должности, в том числе с принятием согласия на антикоррупционные ограничения. Для работников Компании на внутреннем портале learning.telecom.kz размещен дистанционный обучающий онлайн-курс по ознакомлению с Политикой противодействия коррупции.

GRI 205-2

Информирование о политиках и методах противодействия коррупции, 2022–2024

2022 2023 2024
Категория работников чел. % чел. % чел. %
Общее количество проинформированных членов ключевых органов корпоративного управления (Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление) 12 100 12 100 14 100
Общее количество проинформированных работников 18 662 93,4 18 662 93,4 12 651 69
Общее количество проинформированных деловых партнеров 0 0 0 0 2 022 100

GRI 3-3

По итогам отчетного периода подтвержденные случаи коррупции и взяточничества в АО «Казахтелеком» и ДАО не зафиксированы.

Обучение по вопросам противодействия коррупции

Компания регулярно проводит антикоррупционные тренинги для работников. Все новые сотрудники проходят обязательный вводный онлайн-курс по основным принципам «Кодекса деловой этики» и «Политики противодействия коррупции».

В 2024 году всеми руководителями филиалов и ДАО проведены коммуникационные обучающие сессии, направленные на противодействие коррупции, мошенничеству и другим комплаенс рискам.

Для 7 членов Правления также был проведен онлайн тренинг по повышению уровня знаний по вопросам в ­области комплаенс и противодействия коррупции.

В 2024 году организовано проведение технической учебы с ознакомлением 70% работников всех филиалов и ЦА.

GRI 205-2

Количество работников по категориям, прошедших обучение по вопросам противодействия коррупции в 2024 году

Категория работников Человек Доля,%
Общее количество членов ключевых органов корпоративного управления (Совет директоров, Правление), прошедших обучение 14 100
Общее количество работников, прошедших обучение (по категориям): 12 651 69
- На руководящих должностях 986 84
- Специалисты 7 433 58
- Рабочие 4 232 95

Каналы обратной связи

GRI 2-16, 2-25, 2-27, 205-3

77

обращений

поступило на горячую линию в 2024 году

Механизмы сообщений о фактах неэтичного или незаконного поведения в Компании регулируются «Политикой уведомления о предполагаемых неэтичных/неправомерных действиях».

В 2024 году Компанией было выплачено администра­тивные штрафы на сумму 16 984 565,89 тенге.

В Компании действует горячая линия — независимый, конфиденциальный и анонимный канал связи, предназначенный для обращения в связи с фактическими или потенциальными случаями нарушений законодательства, в том числе в случае мошенничества, коррупции, дискриминации, неэтичного поведения и других нарушений. Горячая линия функционирует через материнскую компанию АО «ФНБ «Самрук-Қазына» и обслуживается независимым оператором (компанией KPMG).

Горячая линия гарантирует конфиденциальность и анонимность (по желанию обратившегося лица), а также регистрацию и обработку 100% обращений с последующим предоставлением отчетов ответственным лицам.

Компания гарантирует соблюдение конфиденциаль­ности в отношении работников, деловых партнеров и других заинтересованных сторон, сообщивших нарушениях в Компании, а также отсутствие преследования и/или дискриминации.

В 2024 году на горячую линию поступило 77 обращений (38 подтвердились). Все обращения были расследованы и рассмотрены как не критичные, в связи с чем коммуникация до Совета директоров была не существенна.

Основные темы обращений:

  • нарушения установленных процедур и законодательства;
  • злоупотребление;
  • трудовые конфликты.

GRI 3-3

Служба комплаенс изучает обращения и материалы, полученные через горячую линию. При наличии признаков уголовного правонарушения Служба комплаенс направляет их на рассмотрение Управляющего комитета по финансово-хозяйственной дисциплине АО «Казахтелеком» под руководством Председателя Правления. Члены управляющего комитета принимают решение о передаче материалов в правоохранительные органы.

Каждый факт, зафиксированный в Службе комплаенс, отражается в квартальном отчете для доклада Совету директоров. В 2024 году критических проблем не возникало.

На внутреннем и корпоративном сайтах Компании размещены контакты горячей линии и Службы комплаенс, по которым можно сообщить о любых фактах трудовых, коррупционных и иных видах правонарушений.

Каналы обратной связи для сообщения о нарушениях Политики противодействия коррупции:

Горячая линия АО «Самрук-Қазына»

8 800 080 47 47 (Звонок на территории РК бесплатный)
8 771 191 88 16 (WhatsApp)
Интернет-портал: www.sk-hotline.kz
Электронная почта: mail@sk-hotline.kz
Служба комплаенс 8 701 941-1001
E-mail: tlek.issakov@telecom.kz

Планы на 2025 год и среднесрочную перспективу

  • Организация и проведение обучающих мероприятий по вопросам в области комплаенс.
  • Обеспечение своевременного обнаружения и урегулирование конфликта интересов.
  • Обеспечение рассмотрения 100% обращений, переданных по линии конфиденциального информирования.
  • Проведение подтверждающего аудита АО «Казахтелеком» по стандарту СТ РК ISO 37001 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию».