инвестируя в качество — создаем будущее!

pdf Қаз Рус Eng

Информационные технологии

«Казахтелеком» предоставляет своим клиентам широкий спектр инфокоммуникационных сервисов, необходимых для цифрового бизнеса — от физического размещения клиентского оборудования в ЦОД и виртуальной инфраструктуры, до SaaS-сервисов по информационной безопасности, разработке веб-сайтов, конференций и многое другое.

21,45

млрд тенге

доходы, полученные от продуктов и проектов АО «Казахтелеком» на базе ЦОД3

3 Отчетные данные охватывают исключительно АО «Казахтелеком».

19,94

млрд тенге

выручка по ИКТ-направлению по итогам 2024 года4

4 Отчетные данные охватывают исключительно АО «Казахтелеком».

2024 год стал для АО «Казахтелеком» очередным успешным этапом в развитии ИКТ-направления. Дивизион информационных технологий (ДИТ) продолжил работу по совершенствованию внутренних и клиентских процессов, с акцентом на развитие облачных решений, управление данными и модернизацию инфраструктуры. Стабильный спрос на услуги коммерческих дата-центров и облачные сервисы подтверждает их востребованность среди клиентов компании.

Одним из ключевых направлений развития в 2024 году стала модернизация инфраструктуры дата-центров, включая расширение мощностей бункерного ЦОД в городе Акколь, развитие линейки облачных сервисов и активное внедрение решений по работе с большими данными. Эти меры способствуют не только повышению качества предоставляемых услуг, но и укреплению позиций компании на рынке ИКТ-решений.

Развитие сети дата-центров

23

дата-центра

в крупных городах и областных центрах Республики Казахстан

1 600

стоек в дата-центрах

В 2024 году Дивизион ИТ продолжил удерживать лидирующие позиции на рынке ЦОД и облачных услуг Казахстана. Компания поддерживает сеть из 23 дата-центров на более чем 1 600 стойко-мест (65 тыс. юнитов).

Одним из ключевых достижений стало завершение организации новой гермозоны в ЦОД бункерного типа в городе Акколь, расположенном в 120 км от столицы. Это крупнейший проект Компании, выполненный в соответствии со стандартами TIER II с элементами TIER III. Центр обеспечивает высокую степень защиты данных благодаря системе резервирования N+1, которая гарантирует бесперебойную работу даже при выходе из строя отдельных элементов.

ЦОД в Акколе был выбран для реализации нового проекта благодаря своему уникальному расположению и техническим характеристикам. Будучи подземным зданием бункерного типа, он обеспечивает дополнительную защиту от внешних факторов, включая динамические нагрузки и электромагнитное воздействие, что соответствует самым строгим требованиям клиентов. Это делает площадку оптимальным местом для размещения критически важных ИТ-ресурсов и гарантирует высокую степень надежности.

Вместе с тем, в 2025 году АО «Казахтелеком» планирует приступить к строительству нового ЦОД уровня TIER III в городе Астана, который станет одним из крупнейших объектов компании. Емкость дата-центра составит 250 стоек, 25 из которых будут выделены под проекты в области искусственного интеллекта. Реализация данного проекта направлена на удовлетворение растущего спроса на услуги дата-центров в столице и обеспечение бизнеса высоконадежной инфраструктурой для хранения и обработки данных.

В течение 2024 года проведена модернизация инженерной инфраструктуры действующих ЦОДов компании, включая обновление систем электроснабжения, охлаждения и безопасности. Введены в эксплуатацию новые источники бесперебойного питания (ИБП) в ЦОДах Алматы и Астаны, что позволило повысить отказоустойчивость критически важных объектов. В 2025 году запланировано продолжение программы обновления инженерных систем, включая замену аккумуляторных батарей в ключевых дата-центрах Компании.

Развитие облачных сервисов

С точки зрения развития облачных сервисов и расширения их ассортимента ДИТ развивает собственную инфраструктуру виртуальных ресурсов и инфраструктурных решений на базе собственных ЦОДов, а также в сотрудничестве с партнерами. В рамках данного направления в 2024 году ДИТ совместно с ТОО «Умные города», входящим в группу компаний BTS Digital, реализовало платформу IaaS и PaaS сервисов с функционалом self’s services на платформе ismet.kz, запустив четыре облачных сервиса казахстанской разработки, полностью реализованные на базе собственной инфраструктуры телеком-оператора. Эти облачные сервисы, направлены на упрощение управления данными, снижение затрат на ИТ-ресурсы и уменьшение зависимости от зарубежных провайдеров для отечественных компаний и госучреждений. Сегодня на портале ismet.kz клиенты телеком-оператора могут приобрести 4 облачных сервиса — «Compute Cloud», «Объектное хранилище S3», «Kubernetes» и «Data Base as a Service». Кроме того, на платформе действует почасовой биллинг, и клиенты могут масштабировать свои проекты, оплачивая только за то время, в течение которого системы фактически функционировали.

В 2025 году планируется дальнейшее расширение ассортимента продуктов, а также увеличение мощностей на ресурсах ЦОД «Казахтелекома», что обеспечит более высокий уровень сервиса для бизнеса и государственных структур.

Информационная безопасность

В 2024 году ДИТ реализован ряд ключевых мероприя­тий, направленных на укрепление информационной безопасности и повышение надежности корпоративной инфраструктуры. Одним из наиболее значимых достижений стало создание полнофункционального Оперативного центра информационной безопасности (ОЦИБ), функционирующего в круглосуточном режиме.

В рамках масштабной программы по переходу к модели ZeroTrust в 2024 году завершен второй этап, включающий внедрение современных программно-аппаратных средств защиты информации. Реализация данного этапа позволила существенно повысить устойчивость корпоративной системы к киберугрозам и обеспечить защиту критически важных бизнес-процессов.

В 2025 году ДИТ запланирована реализация третьего этапа модернизации системы информационной безопасности. Кроме того, предусмотрено проведение внешнего аудита на соответствие международному стандарту ISO 27001. Данный аудит станет подтверждением высокого уровня зрелости процессов ИБ и соответствия деятельности Компании мировым требованиям в сфере кибербезопасности.

Дополнительно, в 2025 году запланирован запуск комплекса мероприятий по повышению кибергигиены сотрудников — с акцентом на минимизацию рисков, связанных с человеческим фактором и формирование культуры безопасного поведения в цифровой среде.