инвестируя в качество — создаем будущее!

pdf Қаз Рус Eng

Обзор регуляторной среды

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Устава АО ­«Казахтелеком», Компания осуществляет деятельность в качестве оператора связи Республики Казахстан для создания, монтажа, эксплуатации и технического обслуживания сети телекоммуникаций общего пользования и частных систем телекоммуникаций, выполняет функции оператора сети телекоммуникаций общего пользования и, среди прочего, оператора междугородной и международной связи с правом производства расчетов с Администрациями связи других государств, компаниями, пользователями, международными организациями в соответствии с Регламентом Международного союза электросвязи и законодательством Республики Казахстан.

Основными законодательными актами Республики Казахстан, регламентирующими деятельность АО «Казахтелеком», являются Предпринимательский кодекс РК, Законы РК «О связи», «О естественных монополиях», «Об акционерных обществах».

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан (далее — ПК РК) определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Республике Казахстан, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.

В течение 2024 года в ПК РК вносились изменения и дополнения разного характера:

Так, в частности, Законами РК от 06.04.2024 №71-VIII, от 21.05.2024 №86-VIII, от 08.07.2024 №121-VIII в ПК РК были внесены следующие изменения и дополнения:

  • подпункты 1) и 9) пункта 1 статьи 165 дополнены словами «, для национальных компаний допускается право распоряжаться не менее чем сорока процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли участия в уставном капитале, паи) данного субъекта рынка». Вследствие указанного, согласно подпунктам 1) и 9) пункта 1 статьи 165 ПК РК, группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков:
  • субъект рынка и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в данном субъекте рынка либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли участия в уставном капитале, паи) данного субъекта рынка;
  • субъект рынка, физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7) и 8) данного пункта признаку входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в данном субъекте рынка или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) данного субъекта рынка, для национальных компаний допускается право распоряжаться не менее чем сорока процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли участия в уставном капитале, паи) данного субъекта рынка;
  • введены понятия «конгломерат» и «смежный товарный рынок». Согласно пункту 1 статьи 172-1 ПК РК под конгломератом понимается субъект рынка (группа лиц), занимающий (занимающая) доминирующее или монопольное положение на соответствующем и смежном товарном рынках, за исключением банковских холдингов, банков и их дочерних организаций, а также единого закупщика электрической энергии и расчетного центра балансирующего рынка. Смежным товарным рынком является товарный рынок, на котором реализация товара невозможна без использования другого товара, реализуемого на соответствующем товарном рынке. При этом, в соответствии с подпунктом 12) статьи 96-6, пунктом 2 статьи 172-1 ПК РК ведение государственного реестра конгломератов, проведение анализа и мониторинга их деятельности отнесено к компетенции антимонопольного органа;
  • статья 191-1 изложена в новой редакции, согласно которой неразмещение в публичном доступе информации, необходимой для обеспечения свободной смены продавца (поставщика) товара, более не является созданием барьеров смены продавца (поставщика) товара;
  • статьи 199, 216, 221 дополнены нормой, предусматривающей, что обжалование уведомления/ приказа о проведении расследования/ действий должностных лиц антимонопольного органа в порядке, установленном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, не приостанавливает течение срока, предусмотренного уведомлением/ действия приказа о проведении расследования/ их исполнения;
  • изменена редакция подпунктов 3) и 4) пункта 1 статьи 201. Согласно новой редакции указанных пунктов экономической концентрацией признается:
  • получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств (за исключением земельных участков и зданий (строений, сооружений), не имеющих промышленного назначения и их комплексов, помещений, объектов незавершенного строительства), находящихся на территории Республики Казахстан, и (или) нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость такого имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество. При этом, указанное требование не распространяется на случаи получения субъектом рынка (группой лиц) в собственность, владение и пользование основных производственных средств и (или) нематериальных активов в результате вкладов учредителей в его первоначальный уставный капитал, а также в случае реорганизации субъектов рынка, в результате которых создаваемый субъект рынка получает такое имущество на основании передаточного акта, разделительного баланса;
  • приобретение субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности. При этом, указанное требование:
  • распространяется на случаи приобретения прав, которые предоставляют возможность принимать решения единолично, оказывать решающее влияние на принимаемые решения, преимущественно контролировать принимаемые решения (включая права определения приоритетных, основных условий, направлений, видов предпринимательской деятельности, стратегии развития и иных вопросов, не относящихся к текущей операционной деятельности), а также на аналогичные случаи, при условии отсутствия иных лиц с подобными правами.
  • применяется к приобретаемым правам, позволяющим препятствовать принятию решений органами управления и (или) контроля субъекта рынка (в том числе к прямо указанному в учредительных документах праву вето, блокирования), назначать (номинировать) единолично кандидатов в органы управления и (или) контроля субъекта рынка, при условии отсутствия указанных прав у иных лиц;
  • изменены сроки проверки полноты представленных материалов и рассмотрения ходатайства о даче согласия на экономическую концентрацию (с 10 календарных дней на 5 рабочих дней и с 30 календарных дней на 15 рабочих дней, соответственно), а также установлен максимальный срок рассмотрения ходатайства о даче согласия на экономическую концентрацию, который с учетом всех приостановлений не должен превышать 12 месяцев (статья 205);
  • внесены дополнения в части регулирования государством предельных тарифов на имущественный наем (аренду) мест для размещения средств связи, а также опор воздушных линий электропередачи для проведения волоконно-оптических линий связи (подпункт 15) пункта 3 статьи 116, статья 123-1).

Закон Республики Казахстан «О связи»

Закон Республики Казахстан «О связи» (далее — Закон о связи) устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Республики Казахстан, определяет полномочия государственных органов по регулированию данной деятельности, права и обязанности физических и юридических лиц, оказывающих или пользующихся услугами связи.

Законами от 06.04.2024 №71-VIII, от 21.05.2024 №86-VIII, от 19.06.2024 №94-VIII, от 05.07.2024 №115-VIII, от 08.07.2024 №116-VIII в Закон о связи был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе:

  • введены понятия «центр управления сетью связи», «опоры совместного использования», «мобильная станция связи», «перераспределение (переустройство использования) радиочастотного спектра», «опоры для оборудования сотовой или спутниковой связи», «технология широковещательной передачи сообщений» (подпункты 13-1), 22-1), 40-4), 48-1), 67-6) и 70-1) статьи 2);
  • внесены изменения и дополнения в части компетенции уполномоченного органа (пункт 1 статья 8);
  • к государственной монополии в области связи отнесены техническое сопровождение мероприятий по перераспределению (переустройству использования) радиочастотного спектра в Республике Казахстан, а также согласование частотно-территориальных планов сетей сотовой связи (подпункты 7), 8) статьи 9-1);
  • осуществление государственного контроля качества услуг связи, оказываемых операторами связи отнесено к компетенции акимата области (города республиканского значения, столицы) (подпункт 3-2) пункта 1 статьи 10);
  • к компетенции радиочастотных органов отнесено осуществление выработки предложений по реализации государственной политики в области распределения радиочастотного спектра, а также эффективного использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи в интересах государства. Ранее выработка указанных предложений осуществлялась Межведомственной комиссией по радиочастотам Республики Казахстан при Правительстве Республики Казахстан с участием ассоциаций (союзов) операторов связи и общественных объединений пользователей услугами связи и радиочастотным спектром (пункт 2 статьи 11);
  • в целях обеспечения доступом к сети Интернет сельских населенных пунктов статья 12 Закона о связи дополнена пунктом 4-4, согласно которому операторы связи и (или) владельцы сетей телекоммуникаций предоставляют доступ к своей телекоммуникационной инфраструктуре операторам сотовой связи для организации беспроводного доступа к сети Интернет в сельских населенных пунктах на основании договора;
  • установлено право уполномоченного органа устанавливать дополнительные обязательства операторов связи по предоставлению льготных тарифов лицам с инвалидностью (пункт 6 статьи 12);
  • дополнительно введены следующие основания прекращения действия разрешения на использование радиочастотного спектра (подпункты 6)-8) пункта 8-1 статьи 12):
  • решение уполномоченного органа о проведении перераспределения радиочастотного спектра в целях:
  • реализации перспективных технологий в области связи;
  • эффективного использования радиочастотного спектра, полос частот в соответствии с планами перспективного использования радиочастотного спектра;
  • прекращение деятельности индивидуального предпринимателя или ликвидация юридического лица;
  • непредставление оператором связи уведомления об эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств и расчета электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств гражданского назначения в течение шести месяцев со дня получения разрешения на использование радиочастотного спектра, определяемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях;
  • введена обязанность операторов связи при угрозе и (или) возникновении чрезвычайной ситуации социального характера, природного и техногенного характера, а также при введении чрезвычайного положения предоставлять по запросу оперативных штабов мобильные станции связи в их распоряжение, а также обязанность операторов сотовой связи обеспечивать функционирование технологии широковещательной передачи сообщений на своих сетях (пункты 5 и 6 статьи 14);
  • глава 2 дополнена статьей 15-3, предусматривающей, что операторы связи и (или) владельцы сетей связи, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан, представляют в уполномоченный орган агрегированные данные при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, вызванных стихийными бедствиями (землетрясения, сели, лавины, наводнения и другие), кризисными экологическими ситуациями, природными пожарами, эпидемиями, в порядке, определяемом уполномоченным органом по согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан;
  • пункты 1 и 2 статьи 18 изложены в следующей редакции:
  1. Право использования радиочастотного ресурса предоставляется после распределения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) на основе конкурса (или аукциона), если услуга связи будет оказываться с использованием радиочастот в диапазоне, по которому радиочастотными органами выставлено ограничение по возможному числу операторов связи, действующих на определенной территории, в связи с недостаточным объемом радиочастотного спектра. При этом на оператора связи возлагаются обязательства по обеспечению услугами связи территории либо населенных пунктов, которые отражаются в разрешении на использование радиочастотного спектра.
  2. Решение о проведении конкурса (или аукциона) принимается уполномоченным органом в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Конкурс (или аукцион) проводится в срок не позднее шести месяцев после принятия такого решения.»;

  • введено регулирование уполномоченным органом предельных тарифов на имущественный наем (аренду) мест для размещения средств связи, а также опор воздушных линий электропередачи для проведения волоконно-оптических линий (подпункт 3) части первой пункта 2 статьи 20);
  • исключены положения об утверждении уполномоченным органом типовой формы договора присоединения, определяющего условия оказания услуг присоединения других сетей телекоммуникаций, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей и пропуску трафика, для операторов связи сети телекоммуникаций общего пользования (пункт 1 статьи 26);
  • введено положение о субсидировании услуги связи на сельскохозяйственных и промышленных объектах с целью внедрения цифровых технологий (пункт 4 статьи 34);
  • статья 40 дополнена пунктом 1-5, устанавливающим запрет на оказание операторами услуг по рассылке текстовых сообщений на абонентские устройства сотовой связи населения, содержащих рекламу электронного казино, интернет-казино, а также рекламу азартных игр и (или) пари.

Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях»

Закон РК «О естественных монополиях» распространяется на отношения, возникающие на рынке услуг Республики Казахстан, предоставляемых субъектами естественных монополий.

Законами от 06.04.2024 №71-VIII, от 21.05.2024 №86-VIII, от 01.07.2024 №107-VIII, Законом РК от 08.07.2024 №121-VIII в Закон о естественных монополиях были внесены следующие изменения и дополнения:

  • введено понятие «необоснованный доход» (необоснованный доход — дополнительный доход, полученный субъектом в результате превышения тарифа, в том числе неправомерного начисления по показаниям прибора учета, объемам, величине и по нормам потребления услуг, утвержденного ведомством уполномоченного органа, и (или) нецелевого использования средств амортизационных отчислений, предусмотренных тарифной сметой, неисполнения статей затрат тарифной сметы более чем на пять процентов от утвержденных ведомством уполномоченного органа размеров, неисполнения или нецелевого использования средств, предусмотренных тарифной сметой на выполнение инвестиционных программ) (подпункт 11-1) статьи 4);
  • предусмотрено формирование и ведение реестра недобросовестных участников закупок (подпункт 4-1 статьи 8);
  • предусмотрена возможность проведения публичных слушаний с использованием онлайн-трансляций (подпункт 9) статьи 8);
  • определено, что субъекты естественных монополий размещают отчеты об исполнении утвержденной тарифной сметы, об исполнении утвержденной инвестиционной программы, о соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижении показателей эффективности деятельности, в том числе финансовую отчетность, в средствах массовой информации, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и (или) на своем интернет-ресурсе (пункт 2 статьи 25);
  • установлена обязанность субъектов естественных монополий согласовывать методики ведения раздельного учета по регулируемым услугам с уполномоченным органом (подпункт 20-1) статьи 8, подпункт 9) части первой пункта 2 статьи 26);
  • установлен порядок проведения профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (статьи 30-1).

Кроме того, в 2024 году также внесены различные изменения общего характера в некоторые законодательные акты РК, используемые в деятельности АО «Казахтелеком», такие как Гражданский кодекс РК, Налоговый кодекс РК, Кодекс РК об административных правонарушениях, Закон РК «О рынке ценных бумаг», Закон РК «О разрешениях и уведомлениях», а также в подзаконные нормативные правовые акты по оказанию услуг связи и иные нормативные правовые акты.

Также, с 1 января 2025 года введен в действие приказ Министра финансов РК от 08.10.2024 года № 677 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, правил и объема государственных закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства», принятый в соответствии с пунктом 7 статьи 27 Закона РК «О государственных закупках». Согласно данному приказу, государственные закупки услуг, оказываемых физическими и юридическими лицами Республики Казахстан, стоимость которых не превышает пятидесяти тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, должны осуществляться среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктами 2 и 4 Правил осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных данным приказом:

  • правила не распространяются на государственные закупки товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, по которым способ осуществления государственных закупок определяется уполномоченным органом;
  • осуществление закупок среди всех поставщиков допускается только в случае признания не состоявшимися государственных закупок услуг, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с отсутствием представленных заявок на участие в конкурсе или поданных ценовых предложений.